Откуда пришло оригами

101
Откуда пришло оригами

Поскольку бумага недолговечна, сегодня вряд ли можно полностью воссоздать историю оригами. Первые сведения об этом искусстве датируются XV веком, но, по мнению учёных, его реальный возраст исчисляется тысячелетиями. Фигурно складывать бумагу, вероятно, начали сразу после её изобретения китайским чиновником Цай Лунем в 105 году. Четыре века спустя, странствующие буддийские монахи познакомили с популярным материалом Японию, где из него научились создавать настоящие шедевры. Так родилась уникальная техника оригами.

О названии

Изначально искусство бумагоделия в Японии называлось «ориката», что переводится, как «складывание фигурок». В «оригами», более привычное европейскому слуху, его переименовали в 1880-х годах с лёгкой руки немецкого педагога-новатора Фридриха Фёбеля. Он использовал методику складывания бумажных фигурок для обучения детей геометрии.

Фёбель разработал новые модели, а также систематизировал уже существующие и внедрил свою систему в японское школьное образование. Именно в это время возник термин «оригами» ‒ производное от «ори» (складывание) и «ками» (бумага). Точное происхождение этого слова неизвестно. Предполагается, что иероглиф «оригами» проще в написании, чем традиционное «ориката», поэтому им заменили название техники в начальной школе.

Ещё один возможный вариант ‒ японцы дословно перевели немецкое papierfalten, которым оперировал Фёбель. Со временем термин «оригами» стал международным и объединил способы складывания бумаги, характерные и для востока, и для запада.

Китайское искусство чжэчжи

Логично предположить, что оригами зародилось в Китае, хотя известно не так много аутентичных моделей. До нашего времени сохранилась традиция изготовления юаньбао ‒ имитации золотых слитков для ритуала почитания предков. Изначально, чтобы выразить уважением умершим, китайцы сжигали на жертвенных кострах настоящее золото, но это было слишком расточительно. С изобретением бумаги, слитки заменили искусно сложенными бумажными фигурками той же формы и размера. Внешне юаньбао напоминают классическую лодочку или шляпу.

Китайское искусство чжэчжи

Китайское искусство чжэчжи

Китайская техника складывания бумаги называется чжэчжи. Она проще японской и менее разнообразна ‒ большинство моделей представляют собой неодушевлённые предметы: лодки, шляпы или постройки. В западных странах о чжэчжи стало известно после 1948 года, когда вышла книга оригамистки Мэйинг Сун «Искусство китайского складывания из бумаги». В числе прочего, там упоминается пагода, выполненная в технике модульного оригами.

3D-модели

Если родиной классического оригами считается Япония, то модульная разновидность однозначно принадлежит Китаю. Своих первых поклонников на западе эта техника приобрела при трагических обстоятельствах. В 1993 году группа нелегальных китайских мигрантов пыталась высадиться в окрестностях Нью-Йорка, однако их судно потерпело крушение. Часть пассажиров погибла, а те, кто выжил, были арестованы и в ожидании суда коротали время за изготовлением бумажных скульптур.

3D-модели оригами

Фигуры лебедей, вазы и ананасы в натуральную величину собирались из модулей, для которых использовали старые журналы и уже не нужные китайские купюры. Своим рукоделием мигранты благодарили тех, кто пытался помочь им ‒ благотворительные организации, адвокатов, просто неравнодушных американцев. Резонансное дело широко освещалось в СМИ, что способствовало росту интереса к модульному оригами. Сегодня это искусство стало интернациональным.

Классическое японское бумагоделие

Самое раннее сообщение об оригами встречается в стихотворной зарисовке Ихары Сайкаку, написанной в 1690 году. Поэт упоминает о бумажных бабочках Очо и Мечо, которыми украшали бутылки сакэ для свадебной церемонии. Поскольку Ихара делает это мимоходом, без всяких пояснений, понятно, что к тому времени оригами-фигурки приобрели известность и стали частью национальной культуры.

Первое время, пока бумага была редкой и дорогой, сложенные из неё предметы использовались только для культовых целей. Речь идёт о коробочках санбо, куда клали подношения синтоистским богам и зигзагообразных полосках сидэ для ритуального очищения. Постепенно оригами стали частью церемоний высшей знати, а умение складывать затейливые фигурки превратилось в знак отличия и привилегию японской военной аристократии.

Классическое японское бумагоделие

Сохранились сведения, что в эпоху Хэйан (794 ‒ 1185 глды) самураи обменивались подарками, которые сопровождались «носи» ‒ по-особому сложенными полосками бумаги, «на удачу». В тот же период возникла традиция изысканной упаковки «цуцуми», где каждая складка символизировала искреннее пожелание и чистоту помыслов. К самым ценным подаркам прикладывали ещё фигурно собранный листок «цуки», служивший своеобразным знаком качества.

В 1764 году была опубликована книга «Цуцумино‒ки» со схемами 13 главных церемониальных складок. К этому времени оригами приобрело такую значимость, что изображениям бумажных журавликов украшали парадные кимоно. В 1797 году вышла ещё одна книга ‒ «Сенбазуру ориката», посвящённая изготовлению этих птиц. Оба издания считаются старейшими в области оригами-искусства.

Классическое японское бумагоделие

Массовая культура

В конце периода Эдо (1603 ‒ 1868 год) снизились цены на бумагу «васи», которую использовали для оригами. Искусство, раньше доступное только избранным, мгновенно распространилось по стране. Появились новые варианты подарочной упаковки «носи», бумажные кошельки «тато» и разнообразные конверты. К началу XIX века в обиход вошло свыше 70 моделей-оригами, среди которых журавлик цуру, прыгающая лягушка и шлем самурая. Тогда же начали складывать бумажных кукол для Дня девочек ‒ Хинамацури.

Единого канона не существовало. Для складывания выбирали квадратные и прямоугольные листы, делали надрезы, а линии сгибов формировали, исходя из особенностей «васи». Многоцветные модели собирали, накладывая друг на друга листки разного оттенка или раскрашивали уже готовые изделия.

В период Мэйдзи, который длился с 1868 по 1912 год, Япония прервала многовековое затворничество, что отразилось и на истории оригами. Под влиянием европейцев, фигурки из бумаги утратили социальную значимость и стали одновременно забавой и прогрессивным методом обучения. Тогда же произошло слияние восточных и западных канонов, что позволило разработать новые методы складывания ‒ на базе квадратной сетки.

Оригами

Акира Ёсидзава

Это человек считается отцом современного оригами. Он ввёл единую систему символов, благодаря которой, диаграммы и схемы стали понятны мастерам всего мира. Акиро Ёсидзава (1911 ‒ 2005 год) способствовал возрождению интереса к искусству оригами, обновил его теорию и собственноручно создал свыше 50 000 моделей. Не всё наследие мастера сохранилось в его книгах, но и существующих диаграмм хватит не на одно поколение.

Не желая идти проторенными путями, Ёсидзава разработал собственную технику «мокрого складывания». Он обильно сбрызгивал бумагу водой, чтобы сделать её податливой и придавал фигуркам обтекаемую форму, близкую к природной.

Оригами Акиры Ёсидзава

Европейское искусство складывания

Где впервые появилось оригами? Вопрос не так однозначен, как кажется. На страницах французского издания «Сфера мира» Иоханнеса де Сакробоско, опубликованного в 1498 году, можно найти изображение бумажного кораблика. Кроме того, есть описание коробочки, сложенной в технике оригами неким европейским мастером в 1440 году. В пьесе английского драматурга Джона Вебстера «Герцогиня Мальфи» (1614 год) один из персонажей описывает «водяную бомбу», которую часто использовали как ловушку для мух. Учёные до сих пор спорят о происхождении перечисленных моделей. Возможно, их идея принадлежит европейским мастерам или они лишь позаимствовали схемы у купцов, торговавших с азиатскими странами.

Достоверно известно, что в XVII веке на западе процветало искусство сервировки и, в частности, складывание столовых салфеток. Кроме того, в Германии и некоторых других странах существовала традиция выдавать свидетельства о крещении ‒ «Patenbriefs» в виде конверта, напоминающего базовую форму «Блин». Испания создала свою национальную модель оригами ‒ птичку или, на родном языке, «пахариту», впоследствии «облетевшую» почти всю Европу. Вот она на картине французского художника Каролюса‒Дюрана «Веселящиеся»:

Каролюс‒Дюран «Веселящиеся»

Эстафету европейского оригами подхватил Фрёбель и придумал для него принципиально новую сферу применения ‒ обучающую. Основатель первых в мире детских садов, этот немецкий педагог много внимания уделял созданию прогрессивных развивающих методик. Он изобрёл три типа складок:

  • Жизни ‒ для знакомства с техникой бумагоделия;
  • Истины ‒ обучающие основам геометрии;
  • Красоты ‒ на базе многоугольников.

До сих пор востребована рождественская звезда-оригами, выполненная Фрёбелем из четырёх бумажных полос или лент. Такое украшение ‒ это искусство, которое обязательно нужно повторить: