Объёмные и плоские машины-оригами, 10 популярных моделей

333
Объёмные и плоские машины-оригами

Машины в технике оригами полностью отражают разнообразие современной транспортной индустрии. Среди них есть седаны, внедорожники, родстеры и даже гоночные прототипы Ле-Мана – если сложить все модели, получится впечатляющий автопарк. Простые машины чаще собираются в 2D-формате, но встречаются и объёмные. Такие модели представляют наибольший интерес, поэтому с ними стоит познакомиться в первую очередь.

Фольксваген «Жук»

В 2003 году с конвейера завода, принадлежащего компании Volkswagen сошёл последний автомобиль модели Käfer («Жук»). Он появился на рынке сразу после Второй мировой войны и за полвека существования успел завоевать титул «самого массового в истории», а также войти в ТОП наиболее продаваемых. Базовая конструкция «Жука» оказалась настолько эффективной, что ни разу кардинально не пересматривалась.

Разработал модель немецкий конструктор Фердинанд Порше – основатель одноименной компании. В 1934 году он представил на автосалоне в Берлине прототип бюджетного и практичного автомобиля «для четырёх взрослых». Предполагалось, что благодаря невысокой цене, «Жук» будет доступен широким слоям населения, тем самым осуществив мечту каждого немца о семейном транспорте. Адольф Гитлер, в то время как раз возглавивший Германию, умело сыграл на этом желании и превратил фольксваген в рекламу достижений нацизма. После Второй мировой войны, неприятные ассоциации долго мешали «Жуку» завоевать международный рынок.

Тем не менее, десятилетия спустя неприхотливый автомобиль стал любимцем американских хиппи. «Дети цветов» украшали его пацифистскими лозунгами и бороздили дороги страны, разнося идеи свободы, равенства и братства. Вот уж действительно необычная история автомобиля, рождённого для пропаганды ценностей Третьего рейха, а после ставшего символом любви и мира.

Модель-оригами от Чарльза Эсселтина

Модернизированный хэтчбек Фольксваген «Жук» до сих пор востребован среди любителей автомобильной классики. Неудивительно, что легендарный ветеран привлёк внимание известного оригамиста Чарльза Эсселтина и вдохновил его на создание  реалистичной бумажной модели.

Мастер-класс по сборке модели-оригами Фольксвагена Жука от Чарльза Эсселтина

Для автомобиля нам понадобится квадратный лист, размером 21х21 см. Эсселтин советует выбирать бумагу немного более плотную чем «ками», но при этом пластичную. Хороший вариант – «сэндвич» из фольги и тишью. Два вида бумаги соединяют вместе и склеивают разведенным ПВА или обойным МЦ.

 

Пошаговая инструкция:

  1. Исходный лист собираем в «Двойной квадрат». Поворачиваем его открытым краем к себе. Намечаем диагональную складку.
  2. Верхнюю часть делим пополам.
  3. Отгибаем назад угол.
  4. Край опускаем до первой складки по стрелке. При этом угол из шага 3 поднимается.
  5. Тянем за вершину, раскрывая все складки.
  6. Вот так выглядит наша машина в профиль на этом этапе.

Мастер-класс по сборке модели-оригами Фольксвагена Жука от Чарльза Эсселтина

  1. Передний слой поднимаем вверх, сгибая по пунктирной линии. Повторяем то же действие с обратной стороны.
  2. Открываем боковую часть и складываем модель таким образом, чтобы белая изнанка листа оказалась снаружи.
  3. Сгибаем оставшуюся сторону.
  4. На лицевом слое опускаем к правому углу верхнюю точку, а затем левую. Вот так будет выглядеть готовое дно модели.
  5. Складываем три верхних слоя к средней линии. Один из них поднимется из точки Х. Сгибаем его к нижней линии.
  6. Вот так выглядит готовая складка. Повторяем её на трёх других сторонах фигуры.

Мастер-класс по сборке модели-оригами Фольксвагена Жука от Чарльза Эсселтина

  1. Открываем две верхние секции, не трогая концы.
  2. Опускаем передний слой, совмещая точку А с точкой В.

Мастер-класс по сборке модели-оригами Фольксвагена Жука от Чарльза Эсселтина

  1. Складываем секции по пунктирным линиям.
  2. Повторяем шаги 13 – 15 на обороте.
  3. Сгибаем и раскрываем нижние отвороты с обеих сторон.
  4. Складываем отмеченные цветом части. Повторяем на обороте.
  5. Складываем концы на внешней и верхней стороне колёс. Повторяем с обратной стороны.
  6. Загибаем края внутрь на тоже расстояние, что в шаге 19. Они должны быть параллельны центральной оси. Повторяем действие на обороте.

Мастер-класс по сборке модели-оригами Фольксвагена Жука от Чарльза Эсселтина

  1. Открываем дно и формируем верх модели. В точке Х открываем слои и давим на внутреннюю часть. Таким образом, мы формируем капот и багажник.
  2. Складываем слои позади колёс внутри модели.
  3. Заглядываем в середину изделия. Сгибаем внутренний слой, совмещая точки X и J.
  4. Складываем нижнюю часть колёс. Чем больше наш автомобиль, тем сильнее их можно округлить.

Мастер-класс по сборке модели-оригами Фольксвагена Жука от Чарльза Эсселтина

  1. С каждой стороны тянем по одному слою – А и А´ по направлению к центру. Линия CD слоя А будет располагаться дугой внутрь, а стороны СС´ и DD´ сдвигаются навстречу друг другу. Внешние точки В и В´ разойдутся.

Мастер-класс по сборке модели-оригами Фольксвагена Жука от Чарльза Эсселтина

  1. Вид сверху. Сглаживаем один конец так, чтобы складки были параллельны средней линии.
  2. Следующее действие на рисунке выглядит сложнее, чем на самом деле. Делаем сглаженную складку примерно на 2/3 капота. Сжимаем углы так, чтобы передняя часть «смотрела» прямо и вниз.
  3. Загибаем кончики внутрь – они должны прилегать к передней части.
  4. Поднимаем дно вверх как можно дальше.

Мастер-класс по сборке модели-оригами Фольксвагена Жука от Чарльза Эсселтина

  1. Теперь опускаем его как можно ниже верха капота.
  2. Чтобы закончить фары автомобиля, просто заправляем выступающий клапан под край бампера.
  3. Для выделения номерного знака на багажнике, делаем произвольный сгиб параллельно краю «стекла». Поскольку у «Жука» округлая задняя часть, складку нужно приблизить к линии окна максимально. Делаем обратный сгиб. Если все операции производить аккуратно и точно, нижняя кромка должна получиться прямой.
  4. Подгибаем острый угол до упора.
  5. Используя края как направляющие, складываем и раскрываем автомобиль там, где они встречаются.

Мастер-класс по сборке модели-оригами Фольксвагена Жука от Чарльза Эсселтина

  1. Подгибаем кончик до отметки, указанной стрелкой.
  2. Заправляем отмеченный цветом острый угол между двумя складками капота.
  3. Теперь можно добавить задние фонари.

Мастер-класс по сборке модели-оригами Фольксвагена Жука от Чарльза Эсселтина

Объёмная машина-оригами готова:

Мастер-класс по сборке модели-оригами Фольксвагена Жука от Чарльза Эсселтина

Динамическая модель Германа ван Губергена

Оригинальную машину из бумаги в технике оригами придумал в 1994 году бельгийский дизайнер ван Губерген, известный своим новаторским подходом. Его объёмная модель способна передвигаться самостоятельно, благодаря двум металлическим шарикам в передней части. Ван Губерген предлагает использовать для своей машины фольгированную бумагу, складывая её блестящей стороной внутрь. Для модели рекомендован лист, размером 15х15 см.

Шарики устанавливаются в уже готовую машину. Их диаметр должен быть пропорционален объёму игрушки, а вес достаточно большим, чтобы обеспечить лёгкий плавный ход. Машину ставят на поднос, который медленно наклоняют в разные стороны, тем самым приводя её в движение. В 2007 году на ежегодном Конгрессе итальянских оригамистов ван Губерген продемонстрировал сложную трассу-серпантин, по которой беспрепятственно прошла его динамическая игрушка.

Схема складывания динамической оригами-машинки из бумаги:

Мастер-класс по сборке динамической модели-оригами Фольксвагена Жука Германа ван Губергена

Мастер-класс по сборке динамической модели-оригами Фольксвагена Жука Германа ван Губергена

Мастер-класс по сборке динамической модели-оригами Фольксвагена Жука Германа ван Губергена

Мастер-класс по сборке динамической модели-оригами Фольксвагена Жука Германа ван Губергена

Мастер-класс по сборке динамической модели-оригами Фольксвагена Жука Германа ван Губергена

Мастер-класс по сборке динамической модели-оригами Фольксвагена Жука Германа ван Губергена

Мастер-класс по сборке динамической модели-оригами Фольксвагена Жука Германа ван Губергена

Мастер-класс по сборке динамической модели-оригами Фольксвагена Жука Германа ван Губергена

Альтернативная модель оригами-автомобиля от Марка Киршенбаума:

Простые 2D-машинки

Для начинающих мастеров рекомендуются очень простые машинки-оригами, которые складываются из бумаги буквально за 5 – 6 шагов. Большинство из них – плоские и предназначены для украшения открыток. Также особенностью моделей можно назвать почти одинаковые схемы складывания, которые отличаются лишь деталями.

Грузовик

Рассмотрим для примера грузовик-оригами:

Мастер-класс по сборке 2D-модели оригами-грузовика

 

Пошаговая инструкция:

Чтобы автомобилю не приходилось дорисовывать детали, лучше использовать для него бумагу со сторонами контрастного оттенка. Оптимальный размер листа – 15х15 см.

  1. Начинаем с изнанки. Делим лист пополам.
  2. Нижний край подгибаем на 1/3.
  3. Уголки складываем по пунктирным линиям.
  4. Переворачиваем заготовку.
  5. Верхний край опускаем, сгибая по линии, расположенной на 1/3 выше середины.
  6. Отгибаем правый нижний угол. Формируем кабину.
  7. Навстречу подгибаем верхний угол.

Грузовик готов. Его можно легко превратить в пожарную машину, используя красную бумагу, а также добавив соответствующую надпись и лестницу.

Мастер-класс по сборке 2D-модели оригами-грузовика

И ещё несколько схем машин-оригами из бумаги.

Кабриолет:

Мастер-класс по сборке 2D-модели оригами-кабриолета

Хэтчбек:

Мастер-класс по сборке 2D-модели оригами-хэтчбека

Микроавтомобиль Smart Fortwo:

Мастер-класс по сборке 2D-модели оригами-Smart

Следующий автомобиль трудно назвать объёмным в полном смысле слова, но 4 колеса позволяют ему стоять самостоятельно. Поскольку схема модели сложнее, чем предыдущие, есть смысл рассмотреть её отдельно.

Пошаговая инструкция:

  1. Начинаем с изнанки. Делим лист на четыре части по вертикали и горизонтали. Подгибаем углы к ближайшим точкам. Переворачиваем заготовку.
  2. Сгибаем по обозначенным линиям «горой» и «долиной».
  3. Вот, что должно получиться в результате. Заготовку сгибаем пополам.
  4. Левый верхний угол формируем с помощью зигзагообразной складки. Повторяем на обороте.
  5. Подворачиваем нижнюю часть над колёсами. Также поступаем с обратной стороной.
  6. Выдвигаем «кончик» складки наружу.

Мастер-класс по сборке 2D-модели оригами-авто

Автомобиль практически завершён. Теперь можно поэкспериментировать, по-разному оформляя его кузов:

Мастер-класс по сборке 2D-модели оригами-авто

Седан

Конструкция этого легкового автомобиля заметно отличается от остальных. Что нашло отражение и в модели-оригами:

Мастер-класс по сборке 2D-модели оригами-седана

Пошаговая инструкция:

  1. Сгибаем исходный квадрат 15х15 см вдвое. Раскрываем. Противоположные края складываем к центру.
  2. Отворачиваем наружу, как показано на фото.
  3. Делаем обратные внутренние складки с обеих сторон будущего автомобиля.
  4. Подворачиваем уголки.
  5. Раскрываем и сплющиваем образовавшиеся складки в левой части, таким образом, формируя фары.

Если предыдущая схема машинки-оригами больше подходит для детей, то следующий вариант понравится и взрослым, которые увлекаются хенд-мейдом: