Лавры знаменитого российского ювелира Карла Фаберже, не дают покоя современным мастерицам. Вдохновлённые его талантом, они создают и свои пасхальные шедевры, например, яйца в технике модульного оригами, поражающие сложностью проработки и красотой. Подобные модели – изысканное украшение для дома и роскошный тематический подарок. Рекомендуется делать аксессуар сразу с подставкой, чтобы он выглядел завершённым и не нуждался в дополнительной опоре.
Бело-розовые полоски
Схема сборки для всех пасхальных яиц в технике модульного оригами примерно одинакова. Отличаются модели лишь размером и рисунком, который требует расстановки цветных модулей в определённой последовательности. Начинающим мастерам стоит выбирать простые узоры, например, горизонтальные полоски – их вполне достаточно, чтобы придать изделию нарядный и праздничный вид.
Пошаговая инструкция:
- Для модели потребуется 287 треугольных модулей 1/16:
- белых (б. м.) – 231 шт.;
- розовых (р. м.) – 56 шт.
- Соединяем элементы на двух длинных сторонах и одной короткой, набирая 1-й и 2-й ряд. Нам потребуется по 8 б. м.
- Набрав в общей сложности 16 элементов, замыкаем кольцо.
- Добавляем 3-й ряд – 8 б. м.
- 4-й ряд состоит из 12 р. м.
- Начинаем собирать 5-й ряд. Для него используем 12 б. м.
- Крепление модулей плотное и не требует дополнительного склеивания.
- Добавляем ряды 6 – 9 в следующей последовательности:
- 18 б. м.;
- 18 б. м.;
- 18 р. м.;
- 27 б. м.
Таким образом, корпус пасхального яйца начинает расширяться.
- Ряды 10-й и 11-й тоже содержат по 27 б. м.
- Затем число сборочных элементов вновь начинает уменьшаться. Для 12-го ряда берём 14 р. м. Способ крепления показан на рисунке.
- Ряды 14 – 15 состоят из 18 б. м. каждый.
- Вновь набираем 14 р. м.
- И завершаем сборку рядами 16 и 17, в которых по 12 б. м.
Набравшись мастерства, можно с горизонтальных полосок перейти на диагональные. Здесь потребуется внимание, чтобы не сбиться в процессе смещения модулей разного цвета и не исказить рисунок.
Узорчатое яйцо на подставке
Модель для оригамистов со стажем. Вкрапления разных оттенков, создают затейливый геометрический рисунок. Пасхальное яйцо делается на подставке, также выполненной в технике модульного оригами.
Пошаговая инструкция:
Понадобится треугольных модулей 1/32:
Цвет | Количество | Условное обозначение |
Белый | 396 | б. м. |
Жёлтый | 121 | ж. м. |
Зелёный (фисташковый) | 96 | з. м. |
Красный | 96 | к. м. |
Синий | 48 | с. м. |
Тип соединения модулей – два на длинных сторонах, один на короткой. Набираем первые два ряда из 6 ж. м. Замыкаем получившуюся полоску в круг. Далее увеличиваем количество сборных элементов сразу в 2 раза, надевая по одному следующему модулю на каждый уголок предыдущего. Так поступаем каждый раз, когда нужно расширить заготовку.
Схема сборки:
Ряд | Расположение модулей |
4 | 12 ж. м. |
5 | 24 ж. м. |
6 | 24 з. м. |
7 | 24 з. м. |
8 | 24 б. м. |
9 | Делаем цепочку из 12 к. м. и 12 б. м., чередуя их через один. |
10 | 24 к. м. надеваем на элементы того же цвета из предыдущего ряда, между ними располагаем 12 б. м. |
11 | 24 б. м, 12 к. м. Чередуем через два. |
12 | 24 б. м. Заготовка делится на фрагменты, в каждом из которых по два модуля (см. рисунок). |
13 | 12 б. м. |
14 | 24 б. м. |
15 | 12 с. м. и 24 б. м. Крепление видно на рисунке. |
16 | 24 с. м. и 24 б. м. Надеваем по фрагментам, 4 элемента в каждом. |
17 | 24 б. м. |
18 | 12 к. м. и 24 б. м. Располагаем: 2 б. м. по краям, 1 к. м. в центре. |
19 | Повторяем тот же узор, что и с синими модулями: 24 к. м., 12 б. м. |
20 | Обратный рисунок: 12 к. м., 24 б. м. |
21 | 24 б. м. |
22 | 24 з. м. |
23 | 24 з. м. |
24 | 24 ж. м. |
Подставка | |
1 | 10 ж. м. |
2 | 10 ж. м., соединяем кольцо |
3 | 5 ж. м. и 5 б. м. чередуем через один. |
4 | 10 б. м. крепим прямым углом вперёд (см. рисунок). |
5 | Крайний ряд опускаем вниз, выпрямляя заготовку. Крепим 10 б. м. стандартным образом. |
6 | 20 б. м. крепим наоборот. |
7 | 20 ж. м. в обычном положении. |
Вторую часть подставки собираем аналогично. Последний ряд для разнообразия можно
выложить белыми модулями. Склеиваем обе детали между собой в форме песочных часов.
Приклеиваем яйцо к подставке. Цветовые сочетания зависят только от творческой фантазии мастера.
Сакральные узоры
У славян существовал обычай покрывать яйцо – символ жизни и зарождающейся Вселенной, узорами с особым символическим значением. Поскольку изготавливали писанки по весне, большинство сакральных знаков посвящалось природным стихиям, от которых зависела хорошая погода и щедрый урожай. Кроме того, на скорлупу наносились символы-пожелания, где значение имел не только рисунок, но и его цвет. Например, детям подходили только красные и зелёные узоры, согласно поверьям, дающие силу и здоровье.
Старались заполнять всю поверхность писанки, тогда она превращалась в мощный оберег, приносила в дом благополучие и радость. Такие экземпляры считались наилучшим подарком и принимались с благодарностью. Считалось, что правильно и с любовью изготовленные писанки, «держат силу» около недели. Это означало, что сырое яйцо – а расписывали его только в таком виде, не протухало и сохраняло свежесть.
Мастера, предпочитающие делать писанки из модульного оригами, тоже могут использовать разнообразные узоры и мотивы, чем больше – тем лучше. Следующий мастер-класс поможет сделать именно такое яйцо, со сложным, красочным орнаментом.
Прославленный Фаберже
Пасхальные яйца, изготовленные ювелирным домом Фаберже для двух поколений российских императоров, часто служат образцом для современных мастеров, в том числе и оригамистов. Роскошные изделия из драгоценных камней и металлов, отличались тонкостью и оригинальностью исполнения. Их главной «изюминкой» были сюрпризы, спрятанные внутри.
После первого яйца, заказанного Александром III для его супруги – Марии Фёдоровны, ювелирный дом ежегодно к Пасхе выпускал по одному уникальному экземпляру с «начинкой». Традиции продолжилась и следующем императоре – Николае II. Среди наиболее впечатляющих «киндер-сюрпризов для богатых»:
- яйцо с заводным часовым механизмом, из которого каждый час вылетал поющий петушок;
- хрустальный экземпляр с механическим павлином внутри;
- самое крупное яйцо, изображающее Московский кремль;
- коронационное изделие с миниатюрной императорской каретой, у которой открывалась дверца и откидывалась подножка;
- модель, покрытая эмалью с копией Гатчинского дворца внутри.
Особый интерес представляет так называемое «Стальное пасхальное яйцо», изготовленное во время Первой мировой войны, в 1916 году. Ювелиры намеренно отказались от драгоценных украшений, которые выглядели бы нелепо на фоне происходящих в стране событий. Корпус из полированной стали установили не на подставку, а на четыре артиллерийских снаряда. В целом, изделие на лаконичном нефритовом постаменте напоминало военный монумент.
А одним из самых красивых экземпляров владеет сегодня английская королева Елизавета II. Всего в её коллекции три пасхальных яйца Фаберже. Но «Корзина цветов» с миниатюрным полевым букетом из золота, покрытого цветной эмалью, производит завораживающее впечатление.