В программе начальной школы значимое место отводится поделкам-оригами из бумаги. Но 4 класс, как переходной во «взрослую жизнь» требует особого подхода. Детям, которые уже знакомы с азами знаний и дисциплины, помогают развивать новые качества: инициативу, самостоятельность, неординарный поход к решению задач. При этом с одной стороны школьники должны проявлять свойственную возрасту индивидуальность, с другой – гармонично взаимодействовать с коллективом. По мнению преподавателей, оригами ненавязчиво и в увлекательной форме способствует наработке всех перечисленных умений.
Польза складывания бумажных фигурок
Если в начальной школе у ребёнка возникают проблемы с обучением, лучше решить их до перехода в 5-й класс. Смена преподавательского состава и большое количество специальных предметов – дополнительная нагрузка, на фоне которой отставание от коллектива проявится ещё сильнее.
Младшеклассники часто страдают от речевых нарушений, в том числе и от так называемой дисграфии. Это – проблемы с письмом, обусловленные неспособностью воспринимать сказанное на слух и переносить на бумагу. Примерно 50% детей не справляются с диктантами, каждый раз повторяя одни и те же ошибки, а также с трудом осваивают прописи. В итоге они становятся объектами насмешки сверстников и преподавателей, что приводит к эмоциональным срывам, негативному поведению и неприязненному отношению к учёбе в принципе.
Логопеды и детские психологи считают занятия оригами – одним из действенных способов устранения дисграфии. Складывание бумажных фигурок улучшает мелкую моторику и координацию движений, стимулирует интеллект и память. И, что самое главное, действует успокаивающе, вызывает интерес к обучению, раскрывает творческий потенциал ребёнка.
Второй «камень преткновения» учеников младших классов – математика и всё, что связано с необходимостью мыслить логически, делать выводы, производить анализ данных. Абстрактная символика алгебры и геометрии малопонятна детям 6 – 9 лет. Другое дело вполне реальное превращение квадрата в различные фигуры, путём деления, раскрытия, изгиба и других действий. Незаметно для себя, ученики приобретают базовые знания по евклидовой геометрии, а самостоятельное чтение схем вырабатывает у них абстрактное и аналитическое мышление.
Заниматься оригами рекомендуется не только в школе на уроках труда, но и в семейном кругу. Таким образом, можно установить доверительные, тёплые отношения с ребёнком и без ненужного напряжения помочь ему в учёбе. В отличие от рисования или лепки, конструирование из бумаги не требует особых художественных талантов, оно доступно каждому, поэтому укрепляет веру в себя и свои возможности. Желательно во время занятий включать лёгкую музыку, что создаёт благоприятный психологический фон.
Творческий подход к работе
В 1 – 3 классе школьники изучают то, что можно назвать «азбукой оригами». Общепринятую систему условных обозначений, основные приёмы складывания, базовые формы и простейшие фигурки, создаваемые на их основе. Освоив первые шаги, четвероклассники переходят к творческому переосмыслению полученного «багажа» и его применению на практике.
Существует несколько вариантов самореализации в рамках оригами. Например, создание декоративной композиции, где сочетается несколько техник бумагоделия. Дети сами придумывают сюжет, рисуют эскиз будущей поделки, предлагают цветовое и объёмное решение. Проще всего изготовить двухмерную картинку или аппликацию с элементами оригами.
На море-океане
По мнению биологов, мировой океан населяет свыше 2,5 млн. видов животных. Как не отразить подобное разнообразие в поделках-оригами? Тем более, что к началу 4 класса большинство моделей морских обитателей школьникам уже знакомы. Чтобы собрать их в большом эффектном панно понадобится:
- лист дизайнерского картона формата А3, синего цвета;
- бумага – офисная цветная или специальная для оригами со сторонами разного оттенка;
- крафт;
- клей; ножницы.
Пошаговая инструкция:
Лист картона – это море или океан. Слегка смяв крафтовую бумагу, делаем из неё объёмный рельеф береговой линии. Выкладываем ею нижний край панно, сочетая узкие фрагменты в центральной части с более масштабными «скалами» справа и слева. Из зелёной бумаги вырезаем водоросли. Фон картины готов.
На переднем плане располагаем водоплавающих животных, проводящих большую часть времени на суше. Это могут быть моржи, пингвины и тюлени, которые любят отдыхать на прибрежных камнях. В «компанию» можно добавить крабов – они часто выходят из воды, а некоторые даже приспособились жить вдалеке от неё, возвращаясь в родную стихию лишь для продолжения рода.
От побережья переходим к «пучине морской». И «населяем» её любыми тематическими моделями в технике оригами – от китов и акул до креветок и осьминогов.
Важно, чтобы композиция выглядела гармонично и не превратилась в хаос из-за слишком большого количества фигурок. Используется максимум четыре контрастных оттенка и несколько нюансных, чтобы колорит получился живописным.
Готовое панно можно оформить в рамку. Также оно подходит для декорирования фотоальбома или ночника в детской комнате.
Схемы некоторых морских животных-оригами, доступные для 4-го класса:
Морской конёк
Креветка
Скат
Синий кит
Есть и другие несложные оригами морской тематики, которыми можно украсить панно. Если закрепить фигурки на тонкую проволоку, не составит туда вставить их в небольшие прорези на картонном основании, а затем вынимать, чтобы использовать для игры.
Весёлый зоопарк
От плоскостной композиции четвероклассники легко переходят к объёмной. У них уже хорошо развито пространственное мышление и воображение, а в творческом арсенале собраны наиболее популярные приёмы работы с бумагой. В программу 4-го класса включены миксы из разных направлений рукоделия. Предлагается использовать в одной композиции технологии оригами и торцевание, айрисфолдинг, плетение или квиллинг. Ярким примером такого «тандема» является змейка-антистресс или «звёздочки счастья». Фигурки оригами любят использовать для кукольного театра. Их располагают на фоне рисованных декораций и разыгрывают сценки, взяв за основу случай из жизни, народную сказку или литературное произведение.
Впечатления от школьного похода в зоопарк тоже можно выразить в технике оригами:
Выбор «живых» моделей в 4 классе огромен. Вот, например, как сделать сову:
Пошаговая инструкция:
- Квадрат, размером 21х21 см или 15х15 см располагаем лицевой (цветной) стороной вверх. Делаем диагональные сгибы.
- Переворачиваем и складываем заготовку пополам. Раскрываем, делаем аналогичный сгиб в другом направлении.
- Три угла модели, обозначенных красными точками, опускаем вниз, как показано на схеме. Получается «Двойной квадрат».
- Располагаем заготовку свободным краем вниз. У ближнего к нам слоя боковые клапаны складываем к центру.
- Верхний треугольник опускаем по обозначенной пунктиром линии.
- Берёмся за нижнюю точку фигуры и поднимаем до «упора». При этом боковые стороны приближаются к центральной оси. Разглаживаем их, пока не получится удлинённый ромб.
- Переворачиваем модель и повторяем шаги 4 – 6 с изнанки.
- Верхнюю половину ромба складываем вниз.
- То же делаем с обратной стороны.
- У ближнего к нам слоя сгибаем боковые клапаны в верхней части.
- Формируем крыло, подняв его изнутри, повернув на 90° и разгладив до плоского состояния. Повторяем этот шаг с другой стороны.
- Острый верхний угол опускаем вниз.
- Откидываем назад по указанному сгибу.
- «Подкатываем» образовавшуюся складку, чтобы получились характерные совиные брови.
- Верхний слой разрезаем, как показано на рисунке.
- Два клапана, которые образовались в шаге 15, раздвигаем в стороны – получаются лапки.
- Переворачиваем птицу. Делаем надрезы верхних углов ближнего слоя. Поднимаем «ушки» совы. Возвращаем заготовку на лицевую сторону.
Для зоопарка подойдут любые модели зверей и птиц:
Слон
Заяц
Орёл
А этому ёжику не обязательно жить в общем зверинце. Выполненный из крафта и декорированный природным материалом, он вполне хорош для индивидуальной композиции.
Модель получается достаточно крупной и способна стоять без опоры. Для ёжика понадобится 7 квадратов, размером 5х5 см. Простейшая модульная фигурка способна объединить всю семью, если каждый из её членов сделает по одной одинаковой детали.
Маска
Оригами познакомит четвероклассников и с основами скульптурного моделирования. Забавные маски, изготовленные по единой схеме, можно использовать как декор для детской, но ещё интереснее примерить их во время новогоднего карнавала.
Пошаговая инструкция:
- Квадрат крафтовой бумаги 30х30 см складываем по диагонали. Треугольник располагаем основанием к себе.
- Складываем слева направо.
- Раскрываем.
- Левый угол сгибаем к центру и намечаем место складки. Раскрываем заготовку.
- Тот же угол подводим к отметке из предыдущего шага. И заглаживаем линию сгиба.
- Складываем заготовку по диагонали и повторяем действие справа.
- Симметрия восстановлена.
- Вот, что у нас получается.
- Сгибаем заготовку «горой» пополам.
- Кладём на стол прямым углом к себе.
- Левую сторону сгибаем к центральной оси, немного заходя за неё.
- Так же поступаем с правой.
- Складываем правый треугольник вверх, чтобы сформировать глаз и область вокруг.
- Аналогично поступаем с левым. Обе детали должны сойтись на середине. Переворачиваем заготовку.
- Делаем складку по линии «глаза», только с обратной стороны. Наносим сгиб справа.
- Повторяем слева.
- Вот, что получается в результате.
- Намечаем аналогичным образом складки вокруг верхней части «глаз».
- Складываем по намеченным линиям сгиба верхнюю часть вперёд.
- Получаются щёки.
- Сгибаем выступающую часть влево. Затем вправо.
- Нажимаем на выступ, чтобы он сложился по новым линиям сгиба. Получается нос.
- Нижний угол раскрываем, превращая его в губы.
- Подгибаем острую часть. Форма губ получается реалистичней.
Раскрашиваем маску по своему желанию, придавая ей индивидуальные черты.
Кукольный театр из бумаги
Маскарадная маска – первый шаг к театральным превращениям, которые увлекают детей, начиная с 7 лет. Когда герой, раньше живший только в фантазии, становится реальным, ребёнок начинает ценить свой труд, а это – правильная жизненная позиция, приводящая к успеху. С помощью небольшой презентации сказки для 4-го класса, можно наглядно увидеть, какие широкие возможности раскрывает техника оригами перед юными творцами.