В технике оригами обычно складывают японского феникса – «хоо», который заметно отличается от своего европейского собрата. На востоке эта мифическая птица символизирует высшую добродетель, небесное блаженство и супружескую верность. Японский феникс имеет клюв попугая, голову фазана и тело павлина с роскошным, фантазийным хвостом.
Его оперение окрашено в красные и золотистые оттенки – гамма, позаимствованная из китайской культуры. Феникса изображают, преимущественно, опытные мастера-оригамисты, однако есть и доступная схема на базе классического журавлика «цуру».
Модель для начинающих
Нам понадобится квадратный лист 21х21 см. Желательно складывать феникса из красивой бумаги в золотистых тонах, с восточным рисунком. Оптимальным выбором будет «ками» – при большой прочности она тонкая и пластичная. В то время как офисная бумага, которой часто пользуются начинающие мастера, слишком плотная и не образует точные, аккуратные складки.
Схема:
Пошаговая инструкция:
- Начинаем с изнанки. Делим лист пополам, путём сгибания.
- Оба угла слева складываем к намеченной в шаге 1 оси.
- Переворачиваем заготовку.
- Делаем складки по пунктиру.
- Раскрываем клапаны сзади.
- Ещё раз переворачиваем изделие.
- Нижний и верхний край сгибаем к середине.
- Повторяем действие ещё раз.
- Левую часть отгибаем, как показано на схеме.
- Складываем фигуру вдвое «долиной».
- Делим пополам передний треугольный клапан.
- Раскрываем его изнутри и сплющиваем. Получается квадрат.
- Намечаем боковые складки по пунктиру.
- Поднимаем верхний слой и раскрываем. Прижимаем боковые части и сплющиваем, как в базовой форме «Птица».
- Складываем к центру края.
- Переворачиваем фигуру.
- Повторяем шаги 11-15 на обороте.
- С помощью обратной складки выделяем центральную часть. Это – шея птицы.
- Острый конец опускаем, выделяя голову.
- Поворачиваем фигуру на 90°.
- С помощью обратной складки выпрямляем хвост птицы.
- Крылья опускаем параллельно земле.
- Хвост раскрываем как веер.
- Феникс-оригами готов.
Вариант Джо Накашимы
Освоив базовую модель, можно сделать оригами-феникса по схеме известного бразильского мастера. Это задача более сложная Благодаря японским корням Джо Накашима точно передаёт облик мифической птицы Хоо.
Для тех, кто любит и ценит восточное искусство, лучше варианта не найти. Мастер использует для образца красную бумагу тишью, а на фото ниже – птица выполнена из тонкой цветной фольги, которая тоже прекрасно держит складки и легко принимает любую форму.
Модульное оригами
Чтобы сложить феникса-оригами из модулей, используют как образец жар-птицу или павлина. Главное, выбирать для модели яркие, преимущественно тёплые цвета, как это сделала, например, корейская художница Нга Транг.
В мастер-классе цветовая гамма отличается от приведенной на фото. Но нетрудно изменить её, опираясь на указанное в описании количество модулей. Их размер в исходном варианте – 1/32.
Понадобится модулей:
- 1430 основных (в мастер-классе они фиолетовые);
- 95 розовых;
- 83 жёлтых;
- 57 белых;
- 40 красных;
- 28 зелёных;
- 25 оранжевых;
- по 19 тёмно-зелёных и голубых.
Феникс в японской и китайской мифологии
Птица Хоо на востоке связана с луной и женским началом. Родом она из Китая, где называлась также «фэнухан» и управляла южным направлением. Соответственно, её считали парой с водяным драконом, олицетворявшим север. Оба мифологических животных часто изображались вместе, символизируя взаимодействие инь и ян и вступая то в противоборство, то в любовные отношения. Они, кроме того, покровительствовали императорской династии.
Дракон служил символом правителя-мужчины, а феникс – его супруги. Согласно легендам, священная птица Хоо живёт на небе и спускается к людям только когда начинаются благополучные, светлые времена. Например, к власти приходит мудрый и великодушный император, чьё правление будет благом для народа. С одной стороны олицетворяя женское начало, с другой Хоо воплощала в себе огненные энергии, в том числе и солнечные. Это свойство приписывали самцам птицы феникс, в то время как самок ассоциировали с лунным светом.
Япония познакомилась с Хоо в период Асука – между VI и VII веком, когда в стране активно распространялся буддизм. Китайский феникс прижился на новой земле и постепенно вошёл в культуру и искусство. Его изображали как нечто среднее между фазаном, журавлём и павлином, летящим или сидящим на ветках, среди цветов. Японцы, хотя и считали феникса благоприятным символом, не наделяли его высоким статусом. Это скорее была экзотическая птица, элемент изысканного декора. Фениксы часто изображались парой, а союз с драконом, так много значивший для китайцев, в Японии не прижился. Статуи традиционных птиц Хоо здесь можно встретить только в буддийских храмах.