Оригами для 5 класса

13895
Пошаговая инструкция по сборке школьного рюкзака в технике оригами

Конструирование из бумаги в технике оригами, помогает ученикам 5-го класса объединять знания по разным предметам и применять их на практике. Это полностью соответствует новым требованиям ФГОС для основной школы. Акцент в общеобразовательной программе делается на воспитании «универсалов», способных самостоятельно находить и обрабатывать нужную информацию с использованием современных технологий и коммуникативных навыков. Аналогичным образом сегодня строится обучение во всём мире и оригами занимает далеко не последнее место среди прогрессивных школьных дисциплин.

Свежий взгляд на школьную программу

В США набирает популярность интегрированный подход к обучению, известный как STEM – слияние науки, высоких технологий, инженерии и математики. Искусства и ремёсла тоже входят в этот «комплект», вместе с другими гуманитарными предметами. По мнению создателей нового направления, оно позволит школьникам в дальнейшем быстрее адаптироваться к «взрослой» жизни, делая успешную карьеру в любой отрасли.

Преподаватели, работающие по программе STEM, видят в оригами возможность незаметно, но эффективно развивать интеллектуальные способности учеников. Они отмечают, что древнее японское искусство сегодня всё активнее используется в инновационных научных проектах.

В частности, NASA два года назад представил «умный» тепловой радиатор, способный в зависимости от ситуации, охлаждать или нагревать малые спутники. Структура складывается и разворачивается по принципу оригами, изменяя форму. Тем самым она увеличивает или уменьшает площадь теплоотдачи. В дальнейшем планируется разработать аналогичные структуры для солнечных батарей.

Оригами для 5 класса

Почему пятиклассникам стоит заниматься оригами

Согласно исследованиям Образовательного фонда Джорджа Лукаса, современные американские подростки почти не разбираются в геометрии и алгебре. Не лучше обстоят дела у российских школьников, половина которых к 5-му классу нетвёрдо усваивает даже простейшие арифметические действия. Отмечено, что при переходе из начальной школы в основную, ученики теряют часть усвоенных ранее знаний по математике. Если пятиклассникам не удаётся компенсировать этот «откат» и справиться с новой информацией, дальше алгебра и геометрия будут даваться им ещё труднее.

Опрос, проведённый в 62 регионах России, показал, что математика за последние годы из просто «нелюбимой» превратилась в «ненавистную». А между тем это – обязательный предмет ЕГЭ, да и в жизни без расчётов и элементарных знаний по геометрии трудно обойтись. И американские, и российские учителя видят корень проблемы в скучном, излишне сухом преподавании, отсутствии у школьников мотивации. Оригами способно увлечь любого подростка и вызвать желание погрузиться в мир чисел и пространственных структур.

Это – прикладное искусство

Красота бумажных фигурок вдохновляет складывать их снова и снова, каждый раз усложняя задачу. А ведь оригами – не просто искусство, но ещё и точный расчёт. И чем сложнее схема сборки, тем сильнее она стимулирует пространственное и аналитическое мышление. Параллельно со складыванием фигурок, можно давать школьникам необходимые математические знания в игровой форме, не вызывающей отторжения.

Известно, что существует три способа восприятия информации:

  • аудиальный,
  • визуальный,
  • кинестетический.

Ученикам второго и третьего типа занятия оригами позволяют лучше усваивать материал. Визуалам через чтение схем, кинестетикам – посредством тактильных ощущений во время складывания. Появился даже специальный термин: «оригами-математика». Это когда алгоритм складывания моделей учитель объясняет при помощи математических терминов. Японское искусство бумагопластики превращает сухую «материю» геометрии и алгебры в творческий процесс созидания и познания.

Наглядный способ изучения дробей

Дроби и действия с ними – камень преткновения для пятиклассников. Складывание бумаги на тактильном уровне демонстрирует такие понятия как «половина», «четверть», «одна третья», переводя их из абстракции в реальность. А многократные сгибы одного и того же листа можно использовать как иллюстрацию к понятию бесконечности.

Развитие креативного мышления

На уроках школьникам часто предлагается только одно – стандартное решение задачи. Оригами даёт возможность методом проб и ошибок искать альтернативные варианты. Для этого достаточно показать ученикам готовую фигурку и предложить самостоятельно разработать схему для неё. Неправильных ответов при таком подходе не будет. Дети избавляются от так называемого «страха неудачи», который мешает рождению новаторских идей.

Подготовка к урокам физики

Оригами помогает объяснить и фундаментальные физические понятия. Например, почему тонкий и хрупкий лист бумаги, собранный в гармошку, приобретает дополнительную прочность и выдерживает большие нагрузки. На этом принципе построены мосты и другие инженерные сооружения. А демонстрируя правильные многогранники, намного проще дать представление о строении молекул.

Модели для 5 класса

Десятилетним подросткам предлагаются сложные схемы, часто включающие несколько этапов складывания. В первую очередь акцент делается на классическом модульном оригами – кусудамах и многогранниках из нескольких одинаковых частей. Также можно изготавливать функциональные изделия: бижутерию, коробочки, закладки для книг, светильники, панно на стену, ёлочные игрушки и так далее.

Простая цветочная кусудама

Кусудама – это бумажный шар, используемый как интерьерное украшение. Прежде он играл роль подвесного саше и наполнялся ароматическими травами для санации воздуха. Самая простая кусудама – цветочная. Она состоит из 6-лепестковых лилий, собираемых модульным способом.

Цветочная кусудама

Очень красиво смотрятся подобные кусудамы, выполненные из бумаги «ками» с разными узорами. Можно использовать и листы старых глянцевых журналов, нотные тетради или календари. В Японии ажурные бумажные шары считались оберегом и в этом качестве их можно дарить близким людям и друзьям.

Пошаговая инструкция:

Потребуется 6 квадратов бумаги любого размера – чем они будут больше, тем объёмнее в итоге получится шар. Однако и плотность листов должна соответственно увеличиваться. Стандартным считается размер 15х15 см.

  • Лист сгибаем по диагонали. Это базовая складка «Треугольник» («Косынка), с которой часто начинается изготовление фигур-оригами.
  • Правый и левый угол заготовки поднимаем, совмещая с верхней точкой. Обе половины располагаем вдоль центральной линии. Хорошо проглаживаем складки стеком или линейкой, чтобы они получились чёткими и ровными. От этого зависит внешний вид цветка.
  • Обе половины верхнего слоя заготовки отгибаем в стороны, совмещая с краями фигуры.
  • Раскрываем только что сделанные «карманы». Этот приём в оригами называется «сквош-фолд». Верхние треугольники с обеих сторон опускаем вниз.

Пошаговая инструкция по сборке цветочной кусудамы в технике оригами

Обе складки «сквош-фолд» сгибаем пополам и склеиваем боковины между собой. Получается один лепесток нашей лилии.

Пошаговая инструкция по сборке цветочной кусудамы в технике оригами

Изготавливаем ещё 5 аналогичных деталей. Остаётся последовательно скрепить их между собой.

Для этого подойдёт горячий клей или «Момент Кристалл». Чтобы стороны не расходились, их на время высыхания скрепляют прищепкой или скрепкой.

Пошаговая инструкция по сборке цветочной кусудамы в технике оригами

Можно сделать лилию однотонной, собрав кусудаму из нескольких контрастных или нюансных оттенков. Либо добавить узорчатые лепестки.

Пошаговая инструкция по сборке цветочной кусудамы в технике оригами

Для шара среднего размера потребуется 12 цветков.

Пошаговая инструкция по сборке цветочной кусудамы в технике оригами

Сборку начинаем с двух половинок. Соединяем по 6 лилий. Клеем промазываем тыльные стороны соседних лепестков на одном цветке, то же делаем на втором и прикладываем их друг к другу точно, без сдвигов. Фиксируем до высыхания прищепками.

Пошаговая инструкция по сборке цветочной кусудамы в технике оригами

5 лилий образуют круг с общим центром.

Пошаговая инструкция по сборке цветочной кусудамы в технике оригами

Последнюю – шестую, вклеиваем в середину.

Пошаговая инструкция по сборке цветочной кусудамы в технике оригами

Соединяем две половинки и оставляем на ночь до полного высыхания. Если применяется термопистолет, ждать не нужно.

Пошаговая инструкция по сборке цветочной кусудамы в технике оригами

Кусудама готова. Шары-оригами часто изготавливают на предусмотренных ФГОС «внеурочках» в 5-м классе, особенно во время подготовки к Новому году или другим праздникам. Чтобы изделие приобрело более аккуратный и декоративный вид, центр каждой лилии украшают пуговицами, деталями для скрапбукинга, стразами и так далее. Можно добавить декоративные шнуры и сделать подвески.

Шары-оригами из кусудамы

Шары-оригами из кусудамы

Но цветы кусудамы применяются не только в шарах. Если закрепить их на флористическую проволоку, можно собрать невероятно модный сегодня букет невесты в стиле «хенд-мейд».

Букет из кусудамы-оигами

Ещё один вариант очень красивой цветочной кусудамы, показательной с точки зрения геометрических построений. Для неё понадобится 30 прямоугольников, размером 7х11,5 см. Одна деталь представляет собой один модуль.

Многоугольники и многогранники

Нет лучшего знакомства с геометрическим фигурами, чем складывание из бумаги. Для многогранников в большинстве своём применяются модули сонобе – универсальные элементы, позволяющие создавать бесконечное множество моделей. Их популяризировал в конце 1960-х годов японский оригамист Мицунобе Сонобе. Однако предполагается, что он не изобрёл, а лишь открыл для широкой публики ранее использовавшиеся конструкции. Модули применяются и в геометрических кусудамах, и в абстрактных настенных панно, и в различных украшениях из бумаги – звёздочках, вертушках, кольцах. Среди схем оригами для школы в 5-м классе обязательно должны присутствовать подобные модели.

Пример простейшей из них:

Пошаговая инструкция по сборке геометрической фигуры в технике оригами

Пошаговая инструкция:

  • Квадрат, размером 15х15 см складываем по диагонали в обе стороны. Разрезаем на два треугольника. Аналогичным образом поступаем со вторым квадратом другого цвета или с рисунком.
  • Каждый треугольник сгибаем по пунктирной линии «долиной».
  • После чего делаем центральную складку «горой».
  • Вот какая деталь должна получиться.

Пошаговая инструкция по сборке геометрической фигуры в технике оригами

  • Треугольник одного цвета располагаем перпендикулярно другому и заводим между двумя сложенными концами.
  • Следующий горизонтальный модуль надеваем поверх вертикального. Получается имитация плетения.
  • Ещё один вертикальный модуль надеваем на один горизонтальный и заводим в другой. При этом он направлен навстречу первому.

Пошаговая инструкция по сборке геометрической фигуры в технике оригами

Есть немало и других схем модульных многоугольников:

Снежинка

Пошаговая инструкция по сборке снежинки в технике оригами

Звезда

Пошаговая инструкция по сборке звезды в технике оригами

Роза ветров

Пошаговая инструкция по сборке розы ветров в технике оригами

Освоив двухмерные фигуры, можно перейти к объёмным многогранникам. Самые красивые из них – звёздчатые. Они часто называются геометрическими кусудамами.

Школьный рюкзак

Необычная модель из двух модулей подойдёт для хранения мелких канцелярских принадлежностей. В ней же можно подарить конфеты на день рождения школьного друга и даже несколько купюр.

Модель основана на базовой форме «Блин». Для неё понадобятся два квадрата 21х21 см и фрагмент бумаги того же цвета.

Пошаговая инструкция:

  • Первый квадрат складываем пополам в обоих направлениях. Раскрываем.
  • Углы сгибаем к центру, получая форму «Блин».
  • Переворачиваем заготовку. Повторяем складывание углов к центру.
  • Ещё раз переворачиваем «Блин».
  • И вновь складываем как в шаге 2 и 3. Переворачиваем.
  • Раскрываем по стрелкам складки «сквош фолд».
  • Разглаживаем их.
  • Складываем получившиеся стороны в коробочку.
  • Половина рюкзака готова.

Аналогичным образом собираем второй квадрат. Но когда начинаем складывать третью форму «Блин», первый угол отгибаем назад, а остальные три уже вперёд, по обычной схеме. Далее формируем боковые стороны из складок «сквош фолд». А тот край, где угол был отогнут назад, просто подворачиваем.

Вторая часть сборки:

  • Вставляем второй модуль рюкзака в первый.
  • Из оставшегося листа бумаги вырезаем полоску шириной и длиной в два раза превышающей аналогичные размеры рюкзака. Складываем её края по длинной стороне к центру, как в базовой форме «Дверцы».
  • Вставляем боковую сторону в верхнюю часть крышки и приклеиваем. Уголки противоположного края с помощью обратных складок заводим внутрь.
  • Вырезаем полоски в половину ширины крышки. Также складываем их «дверцами». Короткую сторону срезаем под углом. Это – лямки рюкзака.
  • Вставляем один их край в щель под крышкой с обратной стороны, а второй – над днищем. Приклеиваем.

Пошаговая инструкция по сборке школьного рюкзака в технике оригами

Важно очень аккуратно делать все сгибы, чтобы рюкзачок в итоге не распадался. Дизайн этого очаровательного оригами-аксессуара может быть любым:

Пошаговая инструкция по сборке школьного рюкзака в технике оригами

Пошаговая инструкция по сборке школьного рюкзака в технике оригами

Пошаговая инструкция по сборке школьного рюкзака в технике оригами

Лотос

Цветок в технике классического модульного оригами привлекает свой утончённой красотой. Роскошный декор для подарочной упаковки или поздравительной открытки. Школьные учителя любят использовать именно эту модель за её необычность и простоту сборки.