Ваза-оригами из модулей

22320
Готовая модульная ваза

Вазы в технике модульного оригами бесконечно разнообразны по схемам и оформлению. Каждый мастер легко может создать свой вариант, меняя рисунок, форму или пропорции декоративного предмета. Достаточно собрать несколько моделей по инструкции, чтобы понять их базовый принцип и приступить к творческим экспериментам.

Модульное оригами идеально подходит для интерьерных аксессуаров, поскольку позволяет изготавливать объёмные и прочные конструкции. Вазы-оригами используют по назначению, конечно не для настоящих цветов, требующих воды, а для искусственных – из любых, нетяжёлых материалов.

Что нужно знать, приступая к работе

Поскольку модули небольшие, бумага для них не должна быть слишком плотной. Иначе сгибы получатся неточными, а изделие в целом приобретёт неаккуратный вид. Лучше не использовать наборы для детского творчества, особенно недорогие. Бумага в них быстро заламывается и рвётся, что снижает срок жизни рукотворных оригами-шедевров.

Оптимальной считается плотность листов 80г/м². Она свойственна и офисной, и классической бумаге для оригами – ками. Необходимо, чтобы листы были окрашены с двух сторон для сохранения цельности рисунка вазы. Также важно, чтобы поверхность материала была слегка шероховатой, что улучшит сцепление наборных элементов между собой.

Обычно оригамисты используют треугольные модули. Они собираются по следующей схеме:

Схема сборки простой вазы (рис. 1)

В связках треугольники крепятся либо прямым углом вверх («смотрят» в небо), либо вниз. Бывают и комбинированные соединения. Кроме того, различают два типа взаимного расположения модулей при стыковке:

  • Два на длинных сторонах, один – на короткой.

Схема сборки простой вазы (рис. 2)

  • Все три на коротких сторонах.

Схема сборки простой вазы (рис. 3)

Показанный на рис. 3 тип соединения оптимален для ваз или других предметов округлой формы.

Выбор модели

Бумажные оригами-вазы из модулей лучше делать в классическом стиле. Современные ассиметричные предметы декора будут плохо «читаться» в подобном исполнении. Особой популярностью пользуются сосуды грушевидной формы – на их базе можно создать множество вариаций. Не менее востребованы амфоры, умельцы изготавливают их даже с ручками, хотя это совсем не обязательно.

Очень интересны фигурные вазы в виде животных или цветов. Они эффектны сами по себе, хотя могут служить и держателем флористической композиции. Иногда изготавливают модели с плоским широким верхом на вытянутой ножке – так называемые фруктовницы. Однако используют их не прямому назначению, а для хранения украшений или полезных мелочей.

Сосуды могут быть разными по размеру – от миниатюрных до напольных. Во втором случае необходимо брать укрупнённые модули, размером 1/16, а не более распространённые 1/32.

Простая ваза в китайском стиле

Начинающим мастерам не стоит сразу браться за сверхсложную вазу-оригами из модулей. Тонкая деталировка требует навыков, без которых она не украсит, а лишь испортит изделие. Тогда как лаконичные варианты будут смотреться стильно и впечатляюще, если выполнить их аккуратно, подобрать качественную бумагу и найти гармоничные цветовые сочетания.

Изысканная модель в китайском стиле, напоминающая массивные напольные аксессуары, великолепно впишется в современный интерьер. Декор из бумаги, известный как «паперкрафт» становится всё более актуальным. И оригами-модели вполне соответствуют этой новой модной тенденции.

Пошаговая инструкция

Ваза-оригами из модулей изготавливается в двух частях, которые затем соединяются между собой. «Тело» сосуда украшается узором из жёлтых и красных треугольников на фиолетовом фоне. Основное поле и горлышко имеют белый цвет. При желании можно выбрать другую гамму, работая по той же схеме.

Понадобится 1166 треугольных модулей 1/32. Из них:

  • 706 белых;
  • 270 фиолетовых;
  • 150 красных;
  • 90 жёлтых.

Материалы для сборки модулей вазы

Заготовив все нужные элементы, начинаем сборку вазы с цветной нижней части. Располагаем треугольники вершиной вниз, тип соединения – на коротких сторонах.

Схема сборки «тела» вазы-оригами:

Схема сборки «тела» вазы-оригами

Не стоит пытаться сделать сразу весь цветной пояс сосуда – слишком длинные фрагменты начинают скручиваться и распадаться под собственной тяжестью. Сначала собираем 6 красно-жёлтых треугольников, прикреплённых к фиолетовой перевёрнутой трапеции. А уже затем соединяем эти элементы между собой, образуя нижнюю часть изделия.

Основание вазы

На 10-м ряду сосуд начинает изгибаться внутрь. Сборку рядов нужно производить то «по», то «против» часовой стрелки, чтобы ваза не клонилась на один бок и оставалась симметричной. Детали соединяют с одинаковым нажимом, тогда поверхность получается ровной, без сбившихся «комков».

Сборка модуля вазы

Вот как выглядит основание сосуда после сборки:

Основание сосуда после сборки

Горлышко вазы представляет собой прямой цилиндр, который завершается расширенным устьем с ажурным ободком. Схема:

Схема сборки горлышка

Собрав цилиндрическое горлышко, его изгибают, придавая форму «песочных часов». После 13-го ряда, наращивают ещё 2 – 3 уровня и «прореживают их», убирая часть модулей до образования ажурного рисунка. Чтобы детали крепче держались на участках, где нарушена целостность полотна, их лучше проклеить и оставить на ночь, до полного высыхания.

Для верхнего кольца понадобится примерно 47 – 50 модулей. Их также желательно соединить клеем и на несколько часов положить под пресс, тогда конструкция не будет выворачиваться в разные стороны. Присоединяется кольцо к устью следующим образом:

Обе детали намазываются клеем, при этом ободок располагается на ровной плоской поверхности (например, на столе), а перевёрнутая ваза помещается сверху. Конструкцию прижимают чем-то тяжёлым и оставляют на сутки. Процедура нужна, если используется «Момент» или ПВА. Горячий клей не требует подобных манипуляций, но он не будет держать бумагу крепко.

Соединение горловины и основания

Соединяем «тело» и горловину сосуда. Места стыковки модулей промазываем клеем. И снова кладём поверх вазы тяжёлую книгу. Это обеспечит идеально ровную верхушку и симметричность изделия относительно вертикальной оси.

Готовая модульная ваза

Возможно новичкам, ещё не совсем освоившим модульную технику, будет удобнее собирать вазу-оригами по видео-уроку. Здесь представлена модель аналогичной формы, тоже украшенная геометрическим рисунком.

Полный ажур

После того, как простейшие модели освоены, можно попробовать собрать «резной» сосуд со сквозными проёмами в стенках. Ажурные узоры на первый взгляд, кажутся чем-то недосягаемым, но на самом деле в них нет ничего сложного. Для примера, пошаговая схема сборки вазы-оригами из модулей, а рядом с ней готовое изделие.

Схема резной вазы

А вот как выглядят основные детали ажурной модели в виде условных обозначений и в реальности:

Модули для ажурной вазы

  1. Ряды основания. Модули вставляются длинной стороной вперёд.
  2. Дуги, благодаря которым создаются ажурные проёмы. На схеме они обозначены одиночными вертикальными рядами.
  3. Арки, перекрывающие проёмы и придающие конструкции жёсткость.

Мастер-класс по созданию роскошной ажурной вазы-оригами из треугольных модулей двух типов 1/16 и 1/32:

Фруктовница

Особой любовью оригамистов пользуются вазы-фруктовницы. В них можно хранить как декоративные, так и вполне практичные предметы – клубки пряжи, рукоделие, небольшие мягкие игрушки, бижутерию. Чтобы повысить прочность изделий, их проклеивают в процессе сборки.

Вот как выглядит классическая фруктовница в технике модульного оригами:

Фруктовница

Для её изготовления понадобится 1717 модулей 1/16. Из них:

  • 483 жёлтых;
  • 658 белых;
  • 420 красных;
  • 56 синих.

Как ухаживать за модульными вазами-оригами

Бумажный декор кажется хрупким и недолговечным, однако это впечатление обманчиво. При должном уходе и бережном отношении, изделия способны радовать владельцев длительное время, не теряя своей красоты. В комплекс мер по уходу за вазами-оригами входит:

  1. Покрытие лаком. Лучше использовать аэрозоли – они дают равномерное покрытие без пятен и разводов. Чем дешевле бумага, используемая в моделях, тем аккуратнее нужно быть с лаком: наносить с расстояния не менее 30 см, ждать полного высыхания слоёв, не усердствовать с их толщиной. Можно использовать даже обычный фиксатор для волос, но он не обеспечит надёжную защиту от влаги и пыли. Оптимальный вариант – аэрозольные акриловые лаки, которые продаются в художественных магазинах.
  2. Удаление пыли. Если есть уверенность в абсолютной влагостойкости лакового покрытия, можно протирать изделия влажной губкой. В остальных случаях пыль удаляют пылесосом в режиме «на выдув», либо феном с холодным воздухом. Можно также использовать широкие мягкие кисти.
  3. Защита от солнечных лучей. Бумага имеет свойство выцветать и желтеть под воздействием ультрафиолета, кроме того, она становится хрупкой и быстро разрушается. Чтобы избежать негативных последствий, нужно либо покрыть вазу-оригами лаком с УФ-протектором, либо держать её как можно дальше источников естественного света.

Некоторым мастерицам недостаточно просто сделать вазу-оригами, они хотят ставить в неё рукодельные цветы. Нежелательно выполнять оба элемента декора в одной технике – они будут соперничать друг с другом, а композиция в целом получится слишком насыщенной и сложной для восприятия. В то же время цветы из ткани, или бумажные, но сделанные в другом стиле, например, реалистичные бутоны из гофробумаги, помогут создать стильный и креативный аксессуар.