Светофор-оригами, модульный или выполненный в классической технике – отличный способ познакомить детей с правилами дорожного движения. Заложенные в раннем возрасте поведенческие навыки, закрепляются лучше всего и с годами становятся незаметной, но полезной привычкой. Детям желательно давать информацию в форме игры, а более увлекательное занятие, чем оригами – трудно придумать. Изготовленный своими руками сказочный светофор, поможет чётко запомнить, на какой свет переходить проезжую часть, а когда нужно подождать. Да и такие понятия, как «зебра», дорожные знаки, регулируемый перекрёсток тоже станут ближе с бумажным «другом».
Модель в технике аппликации
Вместе со школьниками младших классов можно изготовить светофор-оригами в технике аппликации. А обычные круглые сигналы, которые детям 6 – 9 лет покажутся бездушными, заменить очаровательными мордочками животных, например, собак или кошек. Складываются они практически по одной схеме, с небольшой корректировкой. Но «мешать» в одном изделии два вида мордочек не нужно – дети запутаются.
Понадобятся:
- лист голубого или светло-серого картона, формата А4;
- лист чёрного картона;
- цветная бумага, серого, фиолетового или коричневого оттенка;
- три квадрата 10х10 см, красного, жёлтого и зелёного цвета (лучше использовать готовые стикеры);
- клей ПВА или термопистолет;
- узкие ленты – 0,7 или 1 см, под цвет стикеров;
- ножницы.
Пошаговая инструкция:
- Складываем чёрный картон вдвое по вертикали. Свободные края обрезаем в форме домика. Это – корпус нашего светофора-оригами.
- Расправляем его и приклеиваем на основу светло-серого оттенка, которая символически изображает небо.
- Из коричневой бумаги вырезаем «окошки» под сигнальные огни. Можно придать этому элементу разную форму, в примере он напоминает двойную печатную букву «Е».
- Нижние зубцы делаем тоньше остальных.
- Раскрываем заготовку. Вот как она должна выглядеть.
- Аккуратно намазываем клеем края. Отступаем около 1 см внутрь фигурки, чтобы, прижав её, не выдавить часть ПВА на лист-основание.
- Приклеиваем «окошки», проглаживаем, всё лишнее убираем салфеткой.
- Переходим к изготовлению мордочек. Первым сделаем щенка. Выкладываем перед собой все три квадрата. Начинаем с красного.
- Сгибаем заготовку по диагонали.
- Полученный треугольник располагаем вершиной к себе. Правый и левый угол подгибаем примерно на ¼. Раскрываем получившиеся карманы изнутри.
- Расплющиваем, чтобы получились «уши» щенка. Нижнюю часть подгибаем на 1,5 – 2 см.
- Мордочка готова. Рисуем ей маркером суровое выражение, предупреждающее, что через дорогу переходить нельзя. Из ленточки складываем бантик и украшаем игрушку.
- Аналогично изготовим жёлтую мордочку, но её выражение должно быть нейтральным.
- Зелёной нарисуем улыбку – «дорога открыта, можно переходить».
- Наклеиваем мордочки-огоньки.
- Вот, что должно получиться в итоге.
Бумажный светофор меньшего размера можно превратить в книжную закладку. Только бантики лучше не приклеивать, чтобы не заминались страницы.
Схема сборки головы щенка для светофора-оригами:
А вот и котёнок, он тоже получается очень симпатичным.
Пошаговая инструкция:
- Квадрат 10х10 см складываем по диагонали снизу вверх.
- Затем сгибаем справа налево и раскрываем.
- Нижние углы складываем по указанной на схеме пунктирной линии.
- Вершину опускаем на 1 – 2 см.
- Переворачиваем изделие на обратную сторону.
Рисуем разные выражения мордочек, по аналогии с первым вариантом. При желании можно тоже наклеить бантики или другие украшения.
В сигнальные огни нетрудно превратить и другие простые модели-оригами: птиц, бабочек, звёздочки, рыбок и так далее.
Перец-светофор
Болгарский перец, известный как «Светофор», тоже можно сделать в технике оригами, а затем использовать для обучения правилам дорожного движения. Например, поднимать по одному жёлтый, красный или зелёный экземпляр, в ответ на вопросы учительницы или воспитательницы детского сада.
Схема перца «Светофор»:
Пошаговая инструкция:
- Квадрат, размером 15х15 см сгибаем по диагонали сверху вниз.
- «Закрываем» справа налево. Оставляем в этом положении.
- Раскрываем левый «карман».
- Расплющиваем в ромб.
- Переворачиваем заготовку.
- Повторяем шаги 3 и 4 справа.
- Получившийся «Двойной квадрат» поворачиваем на 180°, чтобы свободный край оказался вверху.
- Угол первого слоя «заправляем» внутрь заготовки.
- Подворачиваем боковые края, как показано на схеме.
- Делаем ещё один подгиб по пунктиру.
- Верхнюю часть складываем «двойным зигзагом».
- Подгибаем по пунктирным линиям углы второго слоя.
- Перец готов.
Модель-кусудама
Светофором из модулей в классической японской технике кусудама, можно украсить уголок, посвящённый правилам дорожного движения в детском саду или школе. Любая модель подойдёт, главное выдержать красно-жёлто-зелёную гамму. Кусудама – хороший объект для совместного творчества, поскольку в одиночку детям будет сложно собирать большое количество модулей.
Один из самых популярных вариантов:
Модули-звёздочки складываются из квадратов 10х10 см. Соединяют их между собой «тройками», после чего собирают в шар. Крепление элементов прочное, но лучше для надёжности склеить их. Всего понадобится 3 шара-кусудамы: жёлтый, красный и зелёный.
В зависимости от размера для «ножки» можно использовать длинную коктейльную трубочку, металлический стержень, бамбуковый шампур и так далее. Подставку также делают из подручных материалов. В примере это – крышка от двухсотграммовой банки Nescafe.
Альтернативные варианты:
Забавный светофор из модулей
Кусудама – японское модульное оригами, а более привычные фигурки из треугольных элементов позаимствованы у китайских мастеров. Схема сборки светофора достаточно проста, но подготовительная работа занимает много времени и требует большого терпения. При желании, можно купить готовые наборы модулей нужных цветов, что значительно ускорит процесс.
Для весёлого ретро-светофора в милицейской фуражке понадобится 848 модулей 1/32:
- 264 красных;
- 231 жёлтых;
- 198 зелёных;
- 119 белых;
- 36 чёрных.
Это интересно знать
Прототипом светофоров считаются железнодорожные семафоры. Первое электрическое устройство для регулировки автомобильного движения установили в Кливленде 5 августа 1914 года. Эту дату считают днём рождения светофора и ежегодно поводят праздники в его честь. Автор чудесного изобретения, благодаря которому на дорогах царит мир и порядок – детектив полиции Солт-Лейк-Сити, Лестер Вайр. Он, в свою очередь, позаимствовал идею у английского инженера железных дорог Джона Пика Найта. Светофор Вайра представлял собой высокий узкий деревянный ящик со скатной крышей. Все четыре стороны были оснащены электрическими лапочками, окрашенными зелёной и красной краской – по аналогии с железнодорожными семафорами. Ящик крепили на высокий столб и подключали к троллейбусным проводам, а полицейский, сидя в будке на перекрёстке, управлял световыми и звуковыми сигналами. В шутку светофор Вайра прозвали «скворечником».
А вот и другие интересные факты:
- Жёлтый сигнал светофору добавили в 1920 году. Первыми трёхцветные устройства появились на улицах Нью-Йорка и Детройта.
- В СССР аналогичные электрические регулировщики установили сначала в Санкт-Петербурге и Москве.
- Учёные выявили, что красный, жёлтый и зелёный цвета обладают самыми длинными волнами спектра. Поэтому они лучше других видны издалека.
- Японцы сначала использовали не зелёный, а синий оттенок, однако водители испытывали трудности с его распознаванием.
- В Лондоне, где когда-то установили самый первый, механический светофор, есть памятник в честь этого события. Французский скульптор авангардист Пьер Виван создал его в 1998 году. Памятник выполнен в виде гигантского дерева из светофоров, которые к тому же находятся в рабочем стоянии.
- В старых кварталах Праги есть улочка Винарна Чертовка, шириной около 0,7 м и длиной 10 м. На входе и выходе здесь стоят самые настоящие светофоры для пешеходов. Иначе разминуться между домами двум встречным, даже самой изящной комплекции, не получится.
- В Рио-де-Жанейро водители после 22:00 и до 5:00 могут проезжать на красный свет, чтобы избежать нападения уличных банд.
- Уже в ближайшее время появятся светофоры, которыми можно будет управлять со смартфона. Специальные приложения позволят пешеходам с ограниченными возможностями, а также большим детским группам продлевать действие зелёного сигнала, чтобы успеть перейти дорогу.